Что такое IP/SIP-домофония: особенности работы, возможности, комплект систем IP/SIP-домофонии. | 100 ІДЕЙ

Что такое IP/SIP-домофония: особенности работы, возможности, комплект систем IP/SIP-домофонии.

Система IP/SIP-домофонии может быть простой, а может – на удивление сложной. Чем можно ограничиться, а чем не следует пренебрегать: информация от экспертов индустрии.

Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы нашей жизни. Аналоговые домофоны и прочие переговорные устройства уже давно не отвечают требованиям, предъявляемым современными потребителями. Им на смену приходят более функциональные, а порой и более защищенные технические решения. Причем их стоимость активно снижается с каждым годом. Очень часто все новое, включая многообещающие технологические новинки, вызывает недоверие или поначалу отпугивает пользователя своей кажущейся сложностью. Очень скоро решение приживается, и мы все дружно думаем: «Как же мы раньше без этого обходились?». И впрямь: разве могло быть как-то иначе?

Сегодня мы постараемся внести ясность в одно из таких инновационных направлений, как IP/SIP-домофония, а также ответим на основные вопросы, с которыми сталкиваются владельцы загородных домов, обратившие свои взоры в сторону такого решения:

  • Что такое IP-домофония и в чем заключаются ее преимущества?
  • Что такое протокол SIP и почему его поддержка домофоном так важна?
  • Что должно входить в комплект IP/SIP-домофонии?
  • Сложно ли коммутировать IP/SIP-домофон с другими устройствами?
  • До каких границ можно расширить возможности обычного IP/SIP-домофона?

Что такое IP-домофон и кому нужны его преимущества

Полностью заменяя собой по функциям классические аналоговые переговорные устройства (в лице хорошо знакомого нам аудио и видео домофона), IP-домофоны используются для передачи голоса и видео через локальные компьютерные сети и Интернет. При этом они способны становиться частью современного телекоммуникационного пространства, начиная с уровня компьютерной сети внутри дома и далее вплоть до сетей масштаба города. В результате владелец такой системы получает принципиально иной уровень возможностей и комфортных «фишек».

Современная система IP-домофонии чаще всего представлена двумя основными типами оборудования:

  • Вызывными панелями, т. е. тем, что устанавливается на калитку, ворота или подъезд. Они бывают одноабонентскими и многоабонентскими.
  • Внутриквартирными мониторами или аудиокоммуникаторами – эти устройства устанавливаются внутри дома и предназначены для приема видео или аудиовызова от панели на калитке или воротах. Сразу оговоримся, что роль абонентского устройства в случае с нормальной IP-домофонией может выполнять и смартфон, и любой IP-телефон.
  • Это некий минимальный набор, который позволит нам вызвать абонента и ответить на звонок. Причем понятия территориальных ограничений в IP-домофонии просто не существует. Вызывная панель может стоять на калитке в Подмосковье, а IP-монитор где-то в Крыму, и это никак не скажется на качестве работы, если канал интернета обладает достаточной пропускной способностью.

    Вообще, по сравнению с оборудованием прошлого поколения, система IP/SIP домофонии позволяет:

    • Контролировать доступ в помещение, назначать временные коды доступа для гостей, а также открывать им двери по команде владельца, если он находится за многие километры от дома;
    • Использовать в качестве ключа множество средств идентификации, включая мобильный телефон и транспортные карты;
    • Переадресовывать вызовы с вызывной панели на стационарные и мобильные телефонные номера, а также на мобильные приложения;
    • Легко коммутировать между собой почти неограниченное количество конечных устройств, например, IP-видеомониторов или IP-телефонов в соседних подъездах или коттеджах;
    • Выступать в качестве IP-видеокамеры во всех местах, где они установлены.

    А кроме того IP-монитор в доме позволит:

    • Просматривать видеотрансляцию и архив с IP-камер видеонаблюдения;
    • Удаленно управлять системами умного дома и «жизнеобеспечения» здания через облачные сервисы и мобильные устройства, снимать показания с датчиков;
    • Поддерживать связь с охранными и диспетчерскими службами поселка;
    • Даже заказывать пиццу и такси…

    По сути, IP-домофоны – это специализированные компьютеры, имеющие выход в локальную сеть и Интернет. Ближайшими родственниками IP-домофона являются IP-телефон/видеотелефон и IP-камера. Строго говоря, IP-домофон является воплощением и того и другого. Все эти устройства, как мы понимаем, сетевые, и это качество является решающим, так как открывает перед их владельцами неограниченные возможности в плане удаленного управления системой, а также ее интеграции с прочими коммуникациями современного дома.

    Многие пользователи нашего портала скептически относятся к IP-домофонии – дескать, обычный и сравнительно недорогой аналоговый домофон обладает всеми необходимыми функциями – покажет вам кто пришел и позволит дистанционно открыть дверь. Так зачем же переплачивать за более сложное устройство?

    Действительно, аналоговые домофоны выполняют базовые функции и справляются с этим не хуже цифровых собратьев. С этим мнением трудно не согласиться, когда потребности пользователя ограничены примитивным функционалом. Если все, что необходимо – это принимать вызовы на монитор без претензий к качеству картинки, а также дистанционно открывать входные двери, то можно спокойно пользоваться стандартной аналоговой системой.

    Однако без современной IP/SIP системы вам не обойтись, если вы хотите получить от своего интеркома нечто большее, например:

    • Возникает необходимость «завязать» в единую систему большое количество устройств (IP-камеры, датчики, несколько мобильных телефонов и т. д.) и одновременно избавиться от огромного количества проводов – унифицировать все в пределах витой пары;
    • Требуется вести видеозапись с точки установки домофона;
    • Появляется потребность в переадресации видеозвонков на мобильные телефоны;
    • Хочется удаленно со смартфона просматривать все, что происходит или происходило в зоне около калитки: кто и когда приходил, что говорил и т. д.;
    • Первостепенной задачей становится построение многофункциональной системы «Умный дом» с единым центром управления и т. д.

    IP мне нужен, так как будут подключены IP-камеры, плюс есть планы интегрировать с системой видеонаблюдение, которое на даче установлено (оно тоже – IP). Смысл в том, что если уж будет монитор, то почему его функции должны сводиться к нажатию всего одной кнопки? Ведь можно еще смотреть камеры, управлять освещением и температурой и т. д. Посмотрел сайты нескольких производителей. Сегодня в IP домофонные системы добавляют модные инновации: управление охранными системами, системой  «Умный дом» и т. д. Я уж не говорю про разные «безделушки»: работа с фоторамками или возможность крутить видео…

    Налицо функциональность и широкие возможности.

    IP-домофонию легко интегрировать в системы видеонаблюдения, IP-телефонию и системы умного дома. Использование обычной витой пары (Ethernet) в совокупности с PoE-коммутаторами обеспечивает быстрый монтаж и легкую масштабируемость. В отличие от аналоговых систем IP-оборудование имеет возможность удаленной донастройки и поддержки, а в дальнейшем позволяет легко добавлять новые устройства в систему. Для подключения можно использовать все те же кабели витой пары, что и для компьютерной разводки, причем, где надо, можно легко перейти на беспроводные Wi-Fi сегменты. В результате пользователь получает единую интегрированную систему.

    Особенно актуально все вышеперечисленное для жителей коттеджных поселков, а также для владельцев частных домов. На территории таких объектов имеются ворота, калитки, и зачастую есть несколько входных дверей. Такие домовладения обладают внушительной площадью, большим количеством комнат, а их хозяева физически не могут постоянно находиться вблизи основного монитора. IP-система домофонии позволит не считать метры между домофоном на воротах и принимающим вызов устройством, будь то монитор или телефон, которых можно устанавливать столько, сколько требуется: хоть – индивидуально в каждую комнату.

    Так выглядит аудиокоммуникатор — современная интерьерная замена IP-телефону.

    Отдельного внимания заслуживает вопрос комфорта: что такое простая домофония? Это просто позвонить и вам откроют. При этом IP-домофония – это такая система, которая обеспечивает принципиально другой уровень возможностей: от простого перевода звонка на мобильный телефон до получения электронных уведомлений от управляющей компании коттеджного поселка на внутридомовый IP-монитор. Если посмотреть на вопрос с точки зрения IT администрации коттеджного поселка, IP-домофония дает возможности, которые с обычной аналоговой системой даже представить невозможно было (они несравнимы). Например, возможность удаленной диагностики, массового обслуживания и настройки: если домофония в поселке заведена в единое решение, то каждая точка монтажа вызывной панели с камерой – это еще и точка видеонаблюдения, а при желании – точка экстренной связи. Достаточно вывести 2-ю кнопку «красного цвета» рядом с основной (на калитке), и вот контрольный пункт уже подключен к распределенной сети точек экстренного вызова.

    Чем характеризуются IP-домофоны с поддержкой SIP

     SIP – это так называемый сигнальный протокол, позволяющий установить связь между двумя устройствами в сети для передачи звука и видео. Протокол SIP является ключевым стандартом «де факто» для всех современных систем IP-телефонии и IP-домофонии.

    Поддержка протокола SIP позволяет устранить проблемы совместимости оборудования от различных производителей. Если же этот стандарт обмена данными оборудованием не поддерживается, то полноценно интегрировать IP-домофон в какую-либо другую систему (например, в видео/голосовую часть системы «Умный дом» или в имеющуюся систему домашней IP-аудио или видеосвязи) не получится, ну или как минимум вызовет существенные затруднения и затраты по времени.

    В основу протокола SIP заложен следующий принцип: 100% интегрируемость с любыми другими устройствами и сервисами, поддерживающими SIP (телефоны, видеофоны, физические и облачные АТС, провайдеры связи, другие домофоны и IP-мониторы, устройства умного дома типа ZIPATILE и FIBARO). Это глобальный стандарт. Это как вилка и штепсель в одном регионе для сети 220В. Есть стандарт ЕВРО-вилки: воткнул… если воткнулось и 220В есть, то утюг точно заработает. А вот попробуйте воткнуть ЕВРО-вилку в американскую розетку… То же самое и с устройствами без SIP: это как купить телефон с экзотическим стандартом связи. Вещь – может и хорошая, но – сама в себе, т.е. перспектив внедрения и интеграции в другие системы не имеет. А это будто у вас руки связаны, и в полной мере воспользоваться экзотикой вы не сможете.

    Многие производители IP-домофонов не афишируют, что в их модельном ряде стандартный протокол IP-телефонии SIP не поддерживается или поддержка реализована как-то «по-своему» (возможно – не полностью). Это приводит к казусам несовместимости или ограничениям при попытке выйти за пределы одного бренда. Это же является ключевой причиной, вынуждающей пользователей ориентироваться на монобрендовые решения с проверенной поддержкой протокола SIP. Такой подход хоть и не единственно верный, но считается самым оправданным на данном этапе развития IP-домофонии. Поясним: оборудование для IP/SIP-домофонии, при всем желании, пока нельзя назвать очень дешевым, а ошибки и несовместимость в работе оборудования от различных производителей могут «поставить крест» на возможности дальнейшей модернизации системы. Это равнозначно тому, что деньги, потраченные на покупку системы, «пущены на ветер».

    Решения для IP/SIP-домофонии

    Что должно входить в комплект IP/SIP-домофонии? Как и в любой другой сфере, все зависит от поставленных задач. Если рассуждать о малых решениях для изолированной квартиры или одного частного дома, будет достаточно базового комплекта с подключением к облачному сервису. При этом система сможет стабильно работать даже без облака, то есть на «прямых звонках» — самая стандартная функция домофонов.

    Многие пользователи FORUMHOUSE интересуются: нужна ли в частном доме мини-АТС?..

    Вопрос – дискуссионный. Если она уже, вдруг, есть (что часто встречается) и это IP-АТС любого производителя, то IP-домофония с поддержкой SIP без проблем станет частью системы со всеми вытекающими плюсами и невероятными сценариями:

    • Перевод звонка на любые телефоны (по желанию хозяина);
    • Звонки по коротким номерам на калитку, в баню, в гараж, где могут стоять панели и мониторы IP-домофонии или простые IP-телефоны;
    • Запись голосовой почты.

    Если внутридомовой IP-АТС нет, то это никак не сужает ваши возможности. При наличии хорошего интернет канала используйте «облако» и получите примерно все те же функции АТС, только она будет удаленной (т.е. установленной «где-то там» на серверах производителя), плюс вы получите ряд полезных функций:

    • В режиме онлайн – просмотр видео с камеры домофона, с монитора и смартфона;
    • Сохранение видео в облаке для дальнейшего анализа;
    • Просмотр истории посещений — кто и во сколько выходил и заходил и многое другое.

    Что интересно, у некоторых IP/SIP-мониторов уже имеется встроенная IP-ATC с базовым набором функций. Это позволяет сэкономить на дополнительных устройствах и добавляет гибкости в коммуникации и обработку вызовов. Такое уж точно было бы невозможно при использовании аналоговой домофонии. Повод задуматься.

    В целом же, минимальный набор для индивидуального домохозяйства будет следующим:

    1.    Одноабонентская вызывная панель – SIP- аудио/видео домофон.
    2.    Интерком-монитор (IP-монитор) – специальный планшет (можно даже бюджетный), обеспечивающий стабильную аудио- и/или видеосвязь с домофонными вызывными панелями, а также IP-телефонами, поддерживающими протокол SIP.

    В дополнение к этому желательно иметь РоЕ коммутатор, чтобы не тянуть отдельную пару питания к калитке и в комнату – к монитору. Опционально понадобится подписка на услуги облачной интерком-системы, которая позволит переводить звонки на мобильные телефоны через специальное приложение. Если же не хотим перевода звонков на мобильный, то просто устанавливаем прямые звонки с вызывной панели на монитор по IP-адресу. Обе модели стопроцентно рабочие. Роутер используем имеющийся. Многие интересуются: можно ли повесить обычный IP-телефон за 3000 руб. вместо интерком-панели? Ответ – можно! Это же SIP связь – все совместимо. Но видео от калитки у нас не будет.
     

    Очень часто хозяева частных домов предпочли бы принимать вызов с домофона на DECT-трубку, которая обычно может использоваться и как городской телефон. Это удобно, вы можете носить ее собой и по дому, и по участку. В случае с IP-домофонией – это более чем возможно. Все что нам потребуется – это купить IP/SIP-DECT базу или IP/SIP-DECT комплект, цена которого также начинается от 2500-3000р в розницу.

    • Для реализации проекта домофонии многоквартирного дома понадобится следующий комплект:
    • на подъезд – многоабонентская вызывная панель (домофон с возможностью набора номера квартиры и кода);
    • стандартные интерком-мониторы (настенные планшеты) в каждую квартиру;
    • желательно установить и индивидуальные вызывные панели для каждой квартиры – они выполнят функции индивидуального видеозвонка в квартиру;
    • Сетевые РоЕ коммутаторы – рассчитываются по кол-ву устройств в системе здания.

     В дополнение к перечисленному желательно иметь IP-АТС, которая обеспечит гибкую коммутацию и позволит с легкостью управлять всем этим немаленьким хозяйством.

    Можно ли все организовать прямыми вызовами, например, как в частном доме? Можно! Это же IP/SIP – тут все можно. Но чудовищно неудобно настраивать, скажем, 100 квартир. Если выбрать такой сценарий, это будет долго и неоправданно по причине множества ограничений.

    Чем масштабнее и функциональнее система, тем сложнее и ее комплектация.

    В средних и крупных решениях, таких как коттеджные посёлки, таунхаусы, многоквартирные дома и жилые комплексы настоятельно рекомендуется использовать РоЕ свичи. Это устройства, позволяющие обеспечивать питанием сетевые камеры, IP-телефоны и другое оборудование IP/SIP-домофонии посредством обычного сетевого кабеля. Внедрение в систему технологии РоЕ облегчает прокладку сетевых кабельных систем. При желании можно обойтись РоЕ -инжекторами или блоками питания 12V, но ведь сетевые коммутаторы придется использовать в любом случае. Также в больших проектах трудно обойтись без использования SIP-сервера (IP-АТС). Такой подход в разы облегчит первоначальную установку и последующую поддержку, а также позволит использовать различные сценарии переадресации (причем – не только внутри дома, но и через обычную телефонную линию).

    Если управляющая компания совсем не имеет возможности установить АТС в доме или на территории коттеджного поселка, можно использовать любые облачные SIP-АТС от общеизвестных операторов (Билайн, Мегафон, МТТ, Манго, SIPNET и пр.) или фирменное облако для IP/SIP-домофонии. Помимо обычных звонков типа «домофон – квартира», облачные сервисы позволяют использовать переадресацию на приложения для мобильных телефонов через Интернет.

    Коммутация вызывной панели и дополнительного оборудования

    Каждая вызывная панель, а также большинство интерком-мониторов оборудованы реле типа «сухой контакт», которые могут по умолчанию находиться как в замкнутом, так и разомкнутом состоянии. Производители  оборудования для IP/SIP-домофонии в свободном доступе размещают подробные схемы коммутации и дают индивидуальные рекомендации относительно отладки оборудования. Необходимые настройки реле, а также условия их срабатывания задаются через понятный web-интерфейс. Далее все зависит от ваших задач и сценариев.

    Реле типа «сухой контакт» предназначены для использования домофона в комплекте с электромагнитными замками, сигнальной периферией (лампочки, сирены) или любыми другими устройствами, активирующимися по замыканию контакта. Также современные IP/SIP-домофоны оснащаются входными реле, которые предназначены для использования с кнопками или другими устройствами (контроллеры СКУД, алкорамки, датчики движения и т. д.). При возникновении замыкания на входном реле, инициированном внешним устройствам, IP-домофон или IP-монитор активирует определенный сценарий, заданный администратором. Например, это может быть передача сигнала открытия на выходное реле или осуществление звонка, отправка уведомления или фото на e-mail или ftp-сервер, генерация http-команды и т. д.

    Преимущества унифицированных коммуникаций

    Подведем краткие итоги. В широком смысле IP/SIP-домофония относится к разряду современных унифицированных коммуникаций. Это системы, которые оптимально вписываются в окружающий нас мир, со всеми его техническими достижениями: локальные сети, интернет, тотальная смартфонизация и т. д. Отсюда вытекают их ключевые преимущества.

    Основные преимущества унифицированных или IP-коммуникаций – это: простота, экономичность, централизуемость и управляемость. Также сюда можно добавить масштабируемость и полную совместимость всех устройств между собой. Если используются сетевые устройства, то пользователю не будет разницы, сколько в его сети домофонов, телефонов, IP-камер и как далеко они друг от друга они расположены. Для него все это – единая система, которая управляется с помощью браузера компьютера или из приложения смартфона. Звонок маме в Тамбов можно сделать на ее московский (и это не опечатка!) городской номер или на мобильный телефон прямо с IP-монитора, который находится у вас на даче, причем на это вы не потратите ни копейки. Ваш IP-монитор с одинаковым успехом сможет принимать картинку как с вызывной панели, установленной за дверью в Москве, так и с IP-камеры, размещенной в вашем загородном доме, например, в Истре. Использовать аналоговые системы в наши дни – это тупиковый путь – вчерашний день. Это с большой буквы непрактично и стратегически бессмысленно, ибо является ограниченным и замкнутым на себе решением.

    Если же вы хотите сделать IP/SIP-домофониию частью системы «умный дом» и даже управлять ею, то нет ничего проще.

    На все IP-мониторы, функционирующие на платформе Android, можно устанавливать приложения для работы с системами умного дома. После этого нужно в настройках устройства поставить данное приложение в режим запуска по умолчанию. Теперь у вас на стене висит устройство для управления умным домом, которое при необходимости принимает звонки с домофона у двери. Практическая польза состоит в том, что с одного устройства можно будет открыть гостю дверь, включить освещение в прихожей, и сразу запустить кондиционер, к примеру.

    Как видим, современный вариант IP/SIP-домофонии – это не что иное, как система «все в одном», – система для управления умным домом, онлайн просмотра видео с камер, принятия вызовов от посетителей, а при необходимости, и звонков с городской линии.

    Обсудить проблемы и направления современной домофонии с другими участниками портала можно в соответствующем разделе нашего форума. Видеонаблюдение своими руками – миф или реальность? Читайте в нашей статье. Как грамотно и недорого организовать систему «Умный дом», в которую можно интегрировать IP/SIP-домофон? Об этом расскажет видеоролик от FORUMHOUSE.

     

    Источник: forumhouse.ru

    No votes yet.
    Please wait...
    Поділіться своєю знахідкою

    Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *