Главная алтайская дорога: почему Чуйский тракт строили так долго

На огромных отечественных просторах есть бесчисленное количество самых разных дорог. Однако некоторые из них имеют особую славу и, безусловно, заслуживают внимание. Ярким примером такого пути является знаменитый Чуйский тракт, которую на международном уровне называют одной из самых красивых автомагистралей на планете. Однако история этой удивительной и живописной дороги примечательна сама по себе, ведь строили её очень долго, а процесс этот имеет немало интересных эпизодов.

Отечественная дорога с интересной историей. /Фото: 35photo.pro

На современном этапе Чуйский тракт официально именуется автомобильной трассой Р-256, а до 2017 года она носила название трасса М-52. Пролегает она по маршруту Новосибирск-Бийск-Ташанта, который начинается в городе Новосибирска. Однако в историческом контексте тракт имеет несколько другой силуэт: в этом случае он берёт начало в городе Бийск и насчитывает протяженность около 630 километров.

Карта современного Чуйского тракта. /Фото: vtourisme.com

Справедливости ради, стоит отметить, что на государтвенном уровне проекты по строительству дороги впервые стали рассматриваться ещё с 60-х годов XIX столетия, в рамках работы имперского правительства по укреплению экономических и политических связей в центрально-азиатском и дальневосточном регионах. Вот только тогда ни один из предложенных проектов так и не реализовали. И только в 1901 году было начато строительство Чуйского тракта, а уже два года спустя закончили участок дороги от Онгудая до Кош-Агача.

Создание такого пути было актуальным на протяжении многих лет. /Фото: sibreal.org

Тогда старались максимально удешевить работы, поэтому к строительству привлекалось местные коренные жители — всего на объекте работало до 160 рабочих. Однако недостаток средств продолжал сказываться на качестве конечного результата, поэтому нет ничего удивительного в том, что построенная тогда дорога быстро разрушилась и пришла в негодность. Однако на протяжении следующего десятилетия ремонтные работы на дороге не проводились, а потому уже к началу Первой мировой войны в 1914 году Чуйский тракт оказался в весьма печальном состоянии.

До революции Чуйский тракт строили местные жители. /Фото: fishki.net

Новый виток в истории Чуйского тракта связан с приходом к власти большевиков — в 1922 году было возобновлено строительства, так как власти молодого социалистического государства поставили цель укрепить политические и хозяйственные связи с Монгольской Народной Республикой. Тогда был, в частности, возведён мост через Чую около Кош-Агача, а год спустя, в 1923 году, построили три парома через Катунь, что позволило впервые пустить советские караваны с экспортными товарами в Монголию.

Строительство мостов в рамках создания тракта при СССР. /Фото: visit-altairepublic.ru

Затем произошла своеобразная пауза в строительстве Тракта, которая закончилась в 1929-1930 годы, когда была начато строительство на всей протяжённости правобережного направления тракта. Автором проекта этого участка дороги стал В. Я. Шишков. Одновременно с этим проводились масштабные ремонтные работы уже существующего дорожного полотна. Именно Чуйский тракт был одним их первых мест, где для строительства задействовали большое количество заключенных — именно они были вынуждены работать в тяжелых природных и климатических условиях.

Чуйский тракт строился тяжело, но стремительно. /Фото: visit-altairepublic.ru

В результате в тридцатые годы прошлого столетия из-за нечеловеческих условий труда стоили жизни не одной сотне людей. При этом строительство проходило настолько стремительными темпами, что уже в начале 1935 года Чуйский тракт сдали в эксплуатацию на всей протяжённости от Бийска до Ташанты. Впрочем, дорога продолжала отличаться опасностью. Именно поэтому уже три года спустя началась капитальная реконструкция тракта, а в дальнейшем работы шли по улучшению и расширению полотна.

Панорама самого сложного участка дороги — на перевале Чике-Таман, современный вид. /Фото: wikipedia.org

Например, в 1956-1957 годах отремонтировали участок дороги Усть-Сема — Шебалино, а также были введены в эксплуатацию сразу несколько железобетонных мостов через Катунь, Бию и Ишу. А вот строительство одного из самых сложных участков дороги, который находится на перевале Чике-Таман, завершили намного позднее, в 1984 году. В итоге получилась не просто удобная автомагистраль, а одна из самых живописных дорог на планете.

Интересное видео с нашего канала:

Хочешь узнать больше о интересных путях, проходящих посреди алтайских красот? Тогда читай: Поезд, мчащийся по розовой воде: «марсианская» изюминка Алтайского края

Источник: novate.ru

No votes yet.
Please wait...
Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *