Как нас обманывают в магазинах накануне праздников
Роман Сакун
Эксперт юридической фирмы «Астрополис».
На ценнике одна стоимость, на чеке — другая
Сотрудники магазина объясняют это тем, что поступила новая партия товара по более высокой цене, а вот ценники, к сожалению, сменить не успели.
ФотоArtMarie/Е+/Getty Images
Что делать?
Если цена отличается, требуйте возврата разницы. Стоит позвать администратора магазина и сообщить о сложившейся ситуации. Если вам не хотят возвращать деньги, соберите доказательства — фотографию ценника и копию чека, данные покупателей, которые могли бы выступить свидетелями. Главное — не забирайте ценник из магазина, вас могут обвинить в краже торгового оборудования. Обязательно сделайте запись в «Книге жалоб и предложений» и потребуйте в ней ответа от администрации магазина, напишите претензию на имя директора и обращайтесь в Роспотребнадзор с заявлением в двух экземплярах с собранными доказательствами.
Как должно быть
В Законе «О защите прав потребителей» сказано, что продавец обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товаре до того, как покупатель совершит покупку. Ценник — это публичное предложение цены. И отказаться от него магазин не вправе. А значит, цифра на ценнике должна соответствовать той, что пробита в чеке.
Нет сдачи
Иногда стоит лишь достать крупную купюру, как вы можете услышать в ответ: «Сдачи нет. Идите меняйте, либо возьмите на сдачу жвачку».
Что делать?
Требуйте жалобную книгу и пишите в ней о том, что вам отказали в обслуживании и нарушили тем самым права потребителя. Особенно если вы захаживаете сюда регулярно, а размена у них нет уже не в первый раз. Стоит пожаловаться в Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителя. Продавца могут оштрафовать, ведь он отказался принять оплату, а значит, отказал в продаже товара.
Как должно быть
В письме Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 обязывает руководство магазина отвечать за то, чтобы у кассиров были разменные купюры и монеты в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. А в письме от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требований к работе мелкорозничной торговой сети» продавцу запрещено предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
Изменен срок годности
Магазину не всегда удается продать весь товар до конца его срока годности. Поэтому продавцы переклеивают стикеры с датой. Еще одна уловка — просроченные продукты нарезают и переупаковывают, естественно, срок годности при этом проставляют новый, будто только сегодня продукт произведен. Особенно любят так поступать с колбасами и сырами.
Что делать?
Если вы обнаружили наклеенный поверх старого стикер, а у вас остался чек, несите продукт в магазин. Вам должны вернуть деньги или заменить товар на свежий, надлежащего качества. Это же касается и просто обнаруженной вами просроченной продукции. Старайтесь не покупать нарезку, упакованную не в вакуумную заводскую тару.
Как должно быть
Согласно ст. 238 Уголовного кодекса РФ за хранение и реализацию продукции, не отвечающей требованиям безопасности, предусмотрено серьезное наказание, так что в магазине обязаны продавать только свежие товары, а просроченные убирать с прилавков.
ФотоAlexander Spatari/Getty Images
Лишние позиции в чеке
Иногда с первого раза сканер не может считать штрих-код на упаковке товара, кассиру приходится вновь и вновь проводить им по вашей покупке. А то и набивать код вручную. Случается, что после этого в чеке появляются либо повторные позиции, либо товары, которые вы вообще не покупали (набивая код вручную ничего не стоит изменить одну цифру в коде). Иногда продавец старается не выдать чек, ограничиваясь отговорками о том, что произошел сбой в программе.
Что делать?
Желательно заранее до кассы просчитать сумму покупок. Если вы обнаружили, что с вас требуют большую сумму или в чеке оказалось что-то, чего вы не покупали, либо в увеличенном количестве, вызывайте администратора магазина и при нем требуйте вернуть деньги или принести оплаченный вами товар. Если возвращать вам ничего не хотят, требуйте жалобную книгу и обращайтесь в Роспотребназор. Важно иметь свидетелей происшедшего. Если обман обнаружен дома, вернуть деньги, увы, не получится, ведь доказать, что вы не съели по дороге вторую шоколадку, невозможно.
Как должно быть
В чеке указываются только те товары, которые вы действительно брали. Виновные могут быть наказаны по ст. 14.7 «Обман потребителей» КоАП РФ. А чек вам выдать обязаны. Ведь именно он является основанием для оплаты приобретенного товара.
Обвес
Самый распространенный вариант обвеса — фрукты и овощи лежат на подложке, обмотанные полиэтиленом, с готовой ценой. Во-первых, часто при этом вы платите не только за сам продукт, но и за упаковку. Во-вторых, при обмотке могут использовать более плотную пленку, чем положено. Со штучными продуктами (фруктами, овощами, орехами, сухофруктами) применяют следующую схему: продукты взвешивают, затем несколько штук вынимают, а на упаковку наклеивают стикер с ценой за полный объем.
Что делать?
Не стоит брать уже упакованные и взвешенные продукты, как бы это ни было удобно. Лучше взвесьте их самостоятельно перед тем, как купить. Или хотя бы перевесьте упаковку. Если продукты взвешивают при вас, обратите внимание на то, чтобы оператор набрал правильную цену — иначе дешевые яблоки могут взвесить как дорогие сорта.
Как должно быть
Продукты надо взвешивать без упаковки, либо вес упаковки вычитается из общего веса. При нарушении этого правила вступает в силу ст. 14.7 «Обман потребителей» КоАП РФ.
ФотоMaskot/Maskot/Getty Images
А что еще?
Распродажа и скидки
Зачастую акции «–10%», «купи шоколад, получи второй в подарок» нацелены на то, чтобы избавиться от залежавшегося товара, срок годности которого приближается к концу. Магазину терять прибыль не хочется, вот и затрагивают они потайные механизмы русской души — купить больше и за меньшую цену.
Размещение товаров
Одно из правил мерчендайзинга (так называют правила выкладки товара) — в первых рядах стоит товар с истекающим сроком годности. Его разбирают быстрее. Конечно, обманом это назвать нельзя — товар еще вполне кондиционный, правда, долго не продержится. Поэтому просто будьте внимательнее и смотрите, какая дата написана на упаковке, возможно, стоит заглянуть ближе к стеночке — там обычно стоят более свежие «экспонаты». И это не единственная уловка супермаркетов, с помощью которых нас заставляют купить товар подороже — больше найдете по ссылке.
На заметку
Если у вас возникли какие-то подозрения по поводу качества приобретаемой продукции, вы имеете право потребовать следующие документы:
– сертификат или декларацию о соответствии;
– копию сертификата, заверенную держателем его подлинника, нотариусом, либо органом, выдавшим сертификат;
– товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Источник: wday.ru